Единый методический день

Образовательные возможности современного ребенка дошкольного возраста

Гулевская И.В. (воспитатель высшей категории), Ахматгалиева Г.М. (заместитель заведующей по УВР), МАДОУ «ДС № 476 г. Челябинска», Калининский район

Скачать презентацию (*.pptx, 1,13 мб)

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания родителей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в дошкольных образовательных учреждениях. Современный ребёнок— это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, чем их ровесники 80-х и 90-х годов 20 века. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности — они с уверенностью смотрят в будущее.Внутренние резервы современного ребёнка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть.

Современный ребёнок органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он — носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых. Жизнь ребёнка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьёй в кафе, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребёнок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребёнка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро и макро-проектов, коллекционирование, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Особенности современных детей описаны Н.А. Горловой на основе данных исследований, проведенных ЮНЕСКО. Основные из них: — комплексное развитие мыслительных операций (дети мыслят блоками, модулями, квантами); — выше уровень интеллекта (высокий уровень составляет 130, а не 100; раньше такой К встречался у одного ребенка из десяти тысяч); — традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального уровня развития»: дети 2-3 лет справляются с заданиями, рассчитанными ранее на детей 4-5 лет; — дети отличаются повышенной потребностью к восприятию информации, постоянно ищут возможности ее удовлетворения, если не получают необходимой «порции» информационной энергии, начинают проявлять недовольство или агрессию; — информационный перегруз многих из них явно не беспокоит; — объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной — выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени; — не испытывают стресса при контакте с техникой, при пользовании компьютером, мобильным телефоном. Рефлекс свободы: у современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу «почему?» пришел вопрос «зачем?». Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс, и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы — они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, не слышат указаний и приказов взрослых. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Эти способности составляют основу (базу) для реализации ребенком своих компетенций (прав), приобретения и проявления основ ключевых компетентностей. В целом, ребенок наделен высоким интеллектуальным потенциалом, свободолюбивой деятельной натурой, но реализуются ли эти потенции в дальнейшей жизни — будет зависеть от условий воспитания и обучения.

Известно, что дошкольный возраст — этап становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо организовать взаимодействие с ребенкомтак, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности. Главные критерии при этом — новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
— интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
— эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
— регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
— творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:
— развиватьтворческие способности детей, создавать для этого условия,
— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
— развивать у детей чувство собственного достоинства.

Познавательный интерес — это один из важнейших для педагога мотивов развития дошкольников. Под его влиянием занятия даже у слабых детей протекает более продуктивно. Но познавательный интерес дошкольника не может быть основан только на явлениях, предметах новых, удивляющих, поэтому важно развивать у дошкольников умение в знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на занятиях.

В исследованиях Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной и др. определены стадии развития познавательных интересов

1. Любопытство

  1. Любознательность

3. Познавательный интерес

  1. Теоретический интерес.

Дадим характеристику каждой из них.

Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена внешними, неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На этой ступени ребенок довольствуется только занимательностью материала, у него наблюдается стремление к познанию внешнего, того, что он непосредственно воспринимает.

Любознательность — склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри». Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательностью, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Эта стадия характеризуется поступательными движениями познавательной деятельности ребенка, поиском интересующей информации.

Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Полноценное познавательное развитие должно быть организованно в двух основных блоках образовательного процесса в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем и в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Условия воспитания познавательных интересов у детей дошкольного возраста могут быть созданы в любом дошкольном образовательном учреждении. При этом важное значение имеет заинтересованность взрослых, прежде всего воспитателя, работающего с ребятами, и родителей. Дошкольники вовлекаются в процесс самостоятельного добывания знаний, у них развивается интерес к размышлению, рассуждению, высказыванию своей обоснованной точки зрения. Формируются умственные действия, интеллектуальная культура и пр. Меняется само качество знаний: повышаются их полнота, образность, осознанность, систематичность, логичность и т. д. Кроме того, наблюдается значительный личностный рост детей. Несомненен нравственный аспект: все участники объединены совместной познавательной деятельностью и радостью открытия. Осмыслить проблему, найти ее решение дети могут, сотрудничая друг с другом и воспитателем. Высказывание одного ребенка вызывает предположения других. Дошкольники свободно проговаривают свои предположения, мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, слышат друг друга, доброжелательно оценивают, одобряют.

Показателем познавательного интереса будет, если дети:

  • думают (анализируют, обобщают, доказывают);
  • удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
  • внимательны, целеустремлены, настойчивы, проявляют волю;
  • фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе:

  • внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
  • коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов смекалистых, игр — соревнований, головоломок.

Поддерживают у детей интерес к деятельности:

  • художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы),
  • выражения («Следите за моей мыслью!», «Продолжи мою мысль», «Обратитесь к своей — копилке — памяти», «Завяжите узелок на память»).

В этом случае задача воспитателя не просто познакомить с художественным произведением, но и обратить внимание, для чего нужны эти знания, где их можно применить. Действенным приемом развития познавательного интереса у дошкольников является умело поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять, находить. Вопросы можно сгруппировать по цели взаимодействия.

Для развития познания приемлемы следующие вопросы: соотнесите, перечислите, сформулируйте, назовите, вспомните, опишите;

Для развития понимания — расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете, объясните смысл.

Для развития мыслительных процессов: объясните причину, сравните, расположите по порядку, объясните, как и почему, что произойдет, если, а есть ли другая причина.

Для анализа деятельности: приятно ли тебе было работать, интересно ли тебе было работать, а вы хотите узнать, понравилось ли (мне, герою, персонажу) с вами заниматься, что вы думаете о...

Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.

Важным является вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения. Для решения задач данного направления в детском саду используются следующие формы работы:

*организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;

Работа по темам недели — изготовление различных гербариев (листьев хвойных и лиственных растений, цветов, коры...);

* собираем коллекцию перьев и делаем сообщение о перелётных и зимующих птицах, составляем кроссворд, разгадываем ребусы, ищем ответ на вопрос «только ли птицы улетаю на зиму в тёплые края?»;

*работая по теме звери, отвечаем на вопросы «Правда ли, что медведь в берлоге лапу сосёт?», «Все ли зайцы меняют шубку на белую?». А после того, как хорошо научимся классифицировать животных на группы, придумываем своё несуществующее животное, рисуем его и даём ему характеристику, как в энциклопедии (где живёт, чем питается, как называется его дом, из чего он сделан) и добавляем к характеристике ( какой характер у этого животного, с кем дружит...);

*работая по теме транспорт, у детей обязательно есть возможность попробовать себя в роли изобретателей и продемонстрировать своё изобретение перед коллегами

*тема цветы обязательно сопровождается литературным жанром легенда. Дети подбирают или пробую сами сочинить легенду о понравившимся или заинтересовавшим их цветке.

* работая по теме книга, у детей есть возможность окунуться к самым истокам возникновения книги...и самим издать свою собственную.

Работая по грамоте — мы решаем огромное количество ребусов, благодаря которым дети запоминают основные правила русского языка (имена, названия городов пишутся с большой буквы), работаем с кресс-кроссвордами, кроссвордами, учимся самостоятельно заучивать стихи, работать с текстом, устраиваем импровизации по знакомым произведениям, викторины. В конце года ребята делают тематическую азбуку по понравившейся теме.

Работа над формированием элементарных представлений — сопровождается викторинами, КВН, поисками ответов, созданием различных ситуаций, решением головоломок, участие в конкурсах...

Дети выступают перед ребятами других групп с сообщениями на разные темы, что даёт им возможность побороть свои страхи, стеснение, неуверенность. В конце года все дети хотят выступать.

В нашем детском саду проводится большая работа по отбору методов и технологий, позволяющих максимально эффективно развить у детей интеллектуальные и творческие способности.

В работе мы опираемся на методические пособия для педагогов дошкольных учреждений:

· С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду»;

· Сидорчук Т.А. «Технологии развития связной речи дошкольников»;

· В. Буцик «Думай. Сборник головоломок для развития мышления»;

· Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Готовимся к школе».

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому наша задача заключается в поддержке и обеспечении совершенствования умственных и речевых способностей детей. В работе с дошкольниками при формировании творческих способностей, очень эффективен ТРИЗ. Поэтому в своей работе мы опираемся в основном на ТРИЗ-технологии.

Подготовка к творческому блоку включает в себя следующие технологии:

ü Технология составления сравнений, загадок, метафор, рифмованных текстов, творческих рассказов по картине, по игрушке, составление рассказов фантазии и от лица разных объектов;

ü Преобразование объектов во времени, создание несуществующего транспорта, животного, чудика;

ü Использование мнемо-таблиц, морфологических таблиц;

ü Игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры;

ü Экспериментальная деятельность.

Значимую роль сыграли игры на сплочение команды («Цветик — семицветик», «Комплименты», «Зеркало», «Ищем клад», «слепой и поводырь» и др.), так как дети были из разных подготовительных к школе групп.

Результатом системных, слаженных действий творческой группы педагогов, родителей и детей детского сада, являются призовые места в интеллектуальных конкурсах и состязаниях среди дошкольников на городском и районном уровнях. (Городской интеллектуальный конкурс «Почемучки» — 1 место, городской этап, 2019г.; 1 место, районный этап, 2020г.).

Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес, детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными, у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию, речь становится гораздо более образной и логичной.

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идет очень быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями, интернетом. Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления. В условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране и режима повышенной готовности, образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий. В этот процесс оказались включены не только учебные заведения, но и дошкольные. Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В свою очередь, «компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнением в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

В настоящее время педагогический коллектив ДОУ успешно внедряет в работу инновации: используются интернет ресурсы для вовлечение в образовательный процесс через официальный сайт ДОУ, платформы для проведения онлайн видео-конференций: ZOOM, Вайбер, Скайп и др., ведение педагогами блогов и мини-сайтов, компьютерные развивающие игры и др. Используя в своей работе дистанционные образовательные технологии, педагог — дошкольник тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника.

Таким образом, образовательная работа детского сада выходит на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса.

Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес, детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными, у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию, речь становится гораздо более образной и логичной.

Исходя из выше сказанного, следует, что одной из важных задач педагогов дошкольного учреждения является правильный подбор методов, форм, инновационных педагогических технологий для организации работы с детьми и родителями в современных условиях, которые оптимально способствуют решению поставленных целей и задач дошкольного образования.